Схема экономичного ограничителя разряда аккумулятора
Конструктивно описанный ограничитель разряда был выполнен автором в виде объемного модуля размером 18X25X18 мм на базе двух печатных плат. Верхняя и нижняя печатные платы модуля изготовлены из стеклотекстолита. Между платами расположены электрорадиоэлементы. Такая конструкция была разработана с целью размещения ограничителя в карманном приемнике Естественно, что для других типов приемников конструкция устройства может быть другой.
Налаживание ус-тройства по рис. 60 сводится к подбору стабилитрона, обеспечивающего отключение приемника при заданном минимальном напряжении аккумулятора, а также к уточнению сопротивления резистора R1, обеспечивающего надежное срабатывание триггера.
На рис. 61 приведена еще одна схема ограничителя разрядки аккумулятора 7Д-0.1, предложенная радиолюбителем В. Обоевым. Этот ограничитель по сравнению с предыдущими отличается малым собственным потреблением энергии — 7 мВт при токе нагрузки 20~мА. Ограничитель отключает нагрузку от аккумулятора автоматически при снижении выходного напряжения ниже 7 В, максимальный ток нагрузки 100 мА.
Работает ограничитель следующим образом. При входном напряжении более 7 В через стабилитрон Д1 и резисторы R1, R2 протекает ток. Падением напряжения на резисторе R2 открывается транзистор Т2. При этом коллекторный ток транзистора Т2, ограниченный резистором R3, протекает через эмиттерно-базовый переход транзистора Т1, и последний открывается. Через транзистор ТЗ проходит весь ток нагрузки аккумулятора.
Когда напряжение аккумулятора уменьшается до значения Uст + 1 В, где Uct — напряжение стабилизации стабилитрона Д1, транзистор Т2, а следовательно, и 77, закроется, и нагрузка аккумулятора окажется отключенной.
Конденсатор С1 предотвращает отключение нагрузки при кратковременных бросках тока нагрузки, когда напряжение аккумулятора может оказаться ниже указанного значения. Резистор R1 ограничивает ток через стабилитрон Д1.
Напряжение отключения нагрузки от аккумулятора можно регулировать подбором сопротивления резистора R2.
ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИСТАВКИ (ЦМП)
За последние годы как в нашей стране, так и за рубежом разработаны различные цветомузыкальные установки, создающие разноцветные световые эффекты в соответствии с характером воспроизводимой музыкальной программы. Сопровождение музыкальных произведений световыми эффектами, основанное на тесной связи слуховых и зрительных ощущений, способствует лучшему восприятию музыки.
Эстетические и психологические основы светомузыки и принципы конструирования современных светомузыкальных устройств изложены в [6]. В этой главе рассмотрены простые схемы и отдельные конструкции приставок светомузыки к радиоприемным устройствам, автоматически преобразующие музыкальные звуки в цветовые сочетания. Подобные приставки- (хотя и схожесть их с современными светомузыкальными системами и весьма отдаленна) получили широкое распространение среди радиолюбителей под названием цветомузыкальных приставок.
Принцип действия цветомузыкальных приставок основан на частотном разделении спектра звукового сигнала и передаче по отдельным каналам низших, средних и верхних частот. Каждый из каналов устройства управляет своим источником света, яркость которого определяется амплитудой звуковых колебаний. Разделение частотного спектра звукового сигнала осуществляется с помощью LC- или RС-фильтров, причем первые обладают лучшими характеристиками, так как практически не поглащают полезную звуковую мощность и обеспечивают более крутые спады граничных частот и лучшее затухание вне зоны прозрачности. Цвета ламп — источников света, включенных на выходе каждого из каналов устройства, обычно выбирают такими: красный — для воспроизведения низших частот (до 200 Гц), зеленый или желтый — для канала средних частот (200 — 1000 Гц) и сине-голубой — для верхних частот (от 1000 Гц и выше). Каких-либо правил в выборе полосы пропускания фильтров или цвета свечения ламп для каждого канала не существует.
Каждый радиолюбитель может применять цвета, исходя из особенностей своего цветового восприятия, и по своему усмотрению менять ширину полосы частот, число каналов. В частности, нередко встречаются приставки с четырехканальным разделением спектра музыкальной программы, причем частоты более 4 — 5 кГц воспроизводятся фиолетовым цветом.
По структуре цветомузыкальные приставки обычно содержат усилители низкой частоты, низкочастотные фильтры, разделяющие по частотам воспроизводимую музыкальную программу, а также устройства, модулирующие яркость свечения осветительных приборов. Все эти элементы конструктивно оформляются в виде законченного узла — электронного блока.
Конечным результатом работы цветомузыкальной приставки является получение с помощью осветительных приборов цветовой гаммы на специальном экране. Поэтому экран, вместе с осветительными приборами, является неотъемлемой частью приставки.
Ниже рассмотрены практические схемы приставок. При этом в тексте не всегда приводятся данные об устройстве экрана, который может применяться с различными электронными блоками. Различные варианты конструктивного выполнения экранов рассматриваются ниже, в отдельном разделе.