Приставки к радиоприемным устройствам

         

Располо­жение осветитель­ных ламп за экра­ном из ячеистого оргстекла


Неплохие результаты можно получить, если заменить дефицитные цилиндрические трубки или стержни на прямоугольные,,нарезанные из обычного оконного стекла толщиной 3 мм и шириной около 8 мм. Их укладывают один на другой в один ряд так, чтобы поток света ламп входил в стержни (пластинки) со стороны одного среза, а выходил со стороны другого. Из-за того, что срез стек­ла имеет множество хаотично ориентированных неровно­стей, рассеивание света получается очень хорошим, а по­тери яркости — относительно небольшими.

Изготовляют стержни посредством стеклореза, кото­рый оснащают ограничителем, позволяющим без предва­рительной разметки отрезать полоски одинаковой ши­рины.

Чтобы предотвратить взаимное смещение стержней, с внутренней стороны основания экрана (рамы), куда они вставляются, следует предусмотреть специальные пазы, по ширине соответствующие толщине стекла. Подобные экраны могут быть выполнены различных размеров и ис­пользоваться как с мощными, так и маломощными лам­пами накаливания, расположенными сзади экрана.

Экраны можно изготовить также и из двух листов про­зрачного оргстекла толщиной 4 мм. Оба листа необходи­мо жестко зафиксировать в обойме с расстоянием между ними 10 — 20 мм. Зазор между листами заполняют мелки­ми осколками витринного или автомобильного стекла. Изготовленный таким образом экран имеет хороший внешний вид и обеспечивает искристое цветное свечение.

Подобный экран площадью 440X1 Х250 мм был изготовлен В. Козло­вым. В качестве осветительных при­боров в этом устройстве автор приме­нил 6 ламп накаливания мощностью по 100 Вт (по две .лампы в каждом канале) и две лампы фиолетового цве­та, предназначенные для фоновой под­светки. Эти лампы мощностью по 40 Вт горят постоянно.

Широкое распространение в цве-томузыкальных приставках получили плоские экраны, изготовленные из раз­личных материалов. Например, экран размером 200X Х200 мм, являющийся передней стенкой корпуса приставки, А. Афонский изготовил из ячеистого органи­ческого стекла.
Каждая из ячеек представляет собой вер­шину куба с длиной ребра 4 мм. Всего в этой приставке использовано 16 ламп: по 4 в каждом канале устройства и 4 лампы желтого цвета в канале фоновой подсветки, включающиеся при отсутствии сигнала в канале средних частот.

Лампы расположены за экраном в четыре ряда. Их расположение и расцветка показаны на рис. 71, где бук­вы к, с, ж, з обозначают окраску ламп в красный, синий, желтый и зеленый цвета соответственно. Расстояние меж­ду лампами и экраном должно быть несколько большим расстояния между лампочками в ряду. Тогда световые потоки соседних ламп создадут на экране цветовые пят­на, смыкающиеся и накладывающиеся друг на друга. Для увеличения светоотдачи футляр изнутри оклеен бе­лой бумагой. В качестве осветительных приборов автор использовал лампы МН-3 (2,5 В, 0,5 мА).

При отсутствии профилированного органического стек­ла А. Гудым предлагает экраны цветомузыкальных при­ставок изготавливать из плоского оргстекла методом сверления его поверхности. Для этого экрана необходимы лист органического стекла толщиной 4 — 5 мм по размеру экрана, сверло диаметром 5,5 мм и растворитель орг­стекла.



Рис. 72. Разметка оргстекла при изготовлении экрана:

а — для сверления в нечетных рядах; б — для сверления в четных рядах



Перед сверлением лист следует тщательно разме­тить, как показано на рис. 72, а, разделив его на квадра­ты со стороной 5 мм. Линии разметки с одной стороны нумеруют цифрами. До начала сверления рабочую кромку конуса сверла следует тщательно отшлифовать шкур­кой и затем отполировать пастой ГОИ. При сверлении выполняют глухие отверстия, глубина которых должна быть такой, чтобы в обрабатываемую поверхность утап­ливался только конус сверла. Вначале насверливают от­верстия в точках пересечения нечетных разметочных линий, а затем, сделав дополнительную разметку, как показано на рис. 72, б, — в точках пересечения четных ли­ний. Рассверленную поверхность при помощи пульвери­затора покрывают растворителем оргстекла, после ис­парения которого поверхность экрана становится чистой, прозрачной и не уступает поверхности профилированно­го стекла или оргстекла заводского изготовления.





Рис. 73. Вариант конструктив­ного оформления выносного плоского экрана:

а — устройство; б — общий вид

На рис. 73 приведен эскиз выносного плоского экра­на, конструкция которого предложена В. Ивановым. Та­кой экран можно ставить на стол или укреплять на стене. Собственно экран представ­ляет собой лист оргстекла 1 молочного или матового цве­та. К нему крепится метал­лическая рамка 2 с установ­ленными на ней осветитель­ными приборами — лампами 3. Лампы окрашены в цве­та, соответствующие кана­лам усиления низших, сред­них и верхних частот. Что­бы экран равномерно осве­щался лампами каждого из каналов, они установлены в определенной последова­тельности, например красная, зеленая, синяя, красная, зеленая и т. д. Экран с рамкой и лампами закрывают кожухом 4. Если экран предполагается укреплять на стене на задней стенке кожуха делают фигурные проре­зи для крючков.

Для лучшего отражения света ламп на экран, внут­ренняя поверхность кожуха оклеивается фольгой. Соеди­нение такого экрана с электронным блоком производит­ся кабелем.

Отметим, что в тех случаях когда мощность освети­тельных приборов превышает 15 Вт и более, кожух та­кой конструкции следует изготовлять из негорючего листового материала толщиной 1 — 1,5 мм и предусмот­реть в нем вентиляционные каналы или отверстия. Вы­полнены они должны быть таким образом, чтобы свет от ламп не проникал наружу помимо экрана. Размеры подобного экрана зависят от суммарной мощности ис­пользуемых осветительных приборов.

На рис. 74 приведен эскиз конструкции цветомузы-кальной приставки, в которой электронный блок и экран смонтированы в общем корпусе. Подобная приставка на три канала выполнена Н. Зыковым. В ней использу­ется 18 ламп на напряжение 26 В и ток 0,15 А. Общая мощность осветительных приборов около 70 Вт. Внутри корпуса, помимо монтажных плат на отдельные каналы, расположены силовой трансформатор Тр и переменные резисторы Rl — R3 регулировки яркости в каждом ка­нале.


Ручки регулировки яркостью выведены наружу. Всего в приставке 10 транзисторов.



Рис. 74. Эскиз конструкции ЦМП (экран и электронный блок расположены в общем корпусе)

Плоский прямоугольный экран размером 335-Х550 мм выполнен из молочного стекла. Боковые стенки корпуса, изготовленные из фанеры толщиной 8 — 10 мм, соедине­ны с крышкой и днищем металлическими уголками (крышка и дно — из металлического листа толщиной 1,2 мм). Для крепления экрана на боковых стенках сле­дует сделать пазы глубиной 5 — б мм. Конструкция дни­ща такая же, как крышки, однако передняя кромка дни­ща образует £ основанием угол, равный примерно 120°.

Отражатель сделан из фанеры толщиной 4 — 6 мм и имеет на расстоянии 20 мм от верхней и нижних кромок по девять отверстий для установки ламп накаливания. С лицевой стороны отражатель оклеивают мятой алюми­ниевой фольгой, на его задней стенке устанавливают монтажные платы и силовой трансформатор.

Заднюю крышку корпуса выполняют из фанеры толщиной 3 — 4 мм. Для лучшего охлаждения транзисто­ров в ней делают 15 — 25 отверстий диаметром 10 мм. На кромке днища устанавливают резисторы регулиров­ки яркости.

При использовании в каждом канале ламп, мощность которых не превышает 200 Вт, экран можно оформить в металлическом корпусе размером 1500X1000X250 мм. Экраном служит матовое стекло размером 1500 X Х1000 мм являющееся передней стенкой корпуса. Для того чтобы экран был равномерно освещен, общая мощ­ность источника света на выходе каждого канала долж­на быть сосредоточена не в одной, а в нескольких лам­пах меньшей мощности. Соединять эти лампы между собой можно последовательно или параллельно, в за-висимости от типа ламп.

Довольно часто при использовании, мощных источни­ков света лампы устанавливаются в отдельные свето-излучатели — прожекторы со светофильтрами. Свет от прожекторов направляют на экран, в качестве которого в простейшем случае используют стандартный матовый киноэкран. Прожекторы отдельных каналов направляют на экран под углом 30 — 45°,



Иногда прожекторы устанавливают в разных концах комнаты, и свет от них направляют в середину потолка. При этом создается впечатление, что световой поток охватывает весь объем комнаты.

При изготовлении экранного устройства ЦМП с низ­ковольтным питанием ламп удобно использовать авто­мобильные или мотоциклетные фары в сборе, разместив их в футляре экрана. Передней стенкой экрана будет светорассеиватель. Одним из возможных вариантов ис­полнения такого устройства — четыре фары устанавли­ваются в ряд в нижней части футляра, их направляют лампами вверх вдоль светорассеивателя экрана, вплот­ную к нему. Светорассеивателем служит лист полупроз­рачного стекла или оргстекла молочного цвета. В каж­дую фару вставляют окрашенные лампы мощностью около 5 Вт (центральная расположена в фокусе отражате­ля) и 3 Вт (боковая). Боковые лампы желательно окра­сить в цвета, контрастные по отношению к центральной. Нити центральных ламп ориентируют параллельно реб­рам на стеклах-рассеивателях фар.

На задней вертикальной стенке футляра экрана укрепляют лампы цветового фона мощностью около 3 Вт, включая их так, чтобы они начинали светиться полным накалом при отсутствии сигнала в одном из каналов ЦМП. Стенки футляра изнутри оклеены мятой фольгой. Размеры футляра 600X400X200 мм. Если нет возмож­ности окрасить лампы, можно использовать пластинча­тые светофильтры, вложив их под стекла-рассеиватели фар. Поворачивая фары вокруг вертикальных осей, на экране получают различные цветовые композиции вееро­образно расходящихся лучей. Такое экранное устройство было предложено Д. Заулковым.

Многие радиолюбители, увлекающиеся цветомузы­кой, вместо плоских экранов для наблюдения цветового сопровождения используют экраны, выполненные в виде кристаллов, призм, светильников и т. д.

Радиолюбители А. Михненко, А. Абрамов и другие оформили экран в виде многогранного ассиметричного прозрачного кристалла- (см. рис. 75, а), внутренняя по­верхность которого оклеена с помощью цапонлака кри­сталликами битого закаленного стекла.


Внутри кри­ сталла расположены лампы накаливания, включенные в соответствующие каналы электронного блока приставки. Последний смонтирован в журнальном столике, на ко­тором устанавливается экран.



Рис. 75. Внешний вид различных экранов:

а, б — с применением оргстекла и битого станилита; в — из прозрачного оргстекла

На рис. 75, б приведен внешний вид экрана, изготов­ленного Н. Вережниковым по той же технологии. Этот экран оформлен автором в виде цифры «100» в честь столетия со дня рождения В. И. Ленина. На рис. 75, в приведен ббщий вид экрана цветомузыкальной пристав­ки А. Дзятловского. Экран, выполненный из прозрачного оргстекла, имитирует костер. Малогабаритные лампоч­ки, окрашенные в различные цвета, смонтированы в ос­новании «костра», под возвышающимися кристаллами, имитирующими пламя.

Как уже указывалось, некоторые радиолюбители оформляют экраны в виде декоративных настольных ламп или ночных светильников. Конструкция такого эк­рана, которую Ф. Бершадский назвал цветомузыкаль-ным светильником, приведена на рис. 76. Конструктивно экран выполнен следующим образом. На металлическую трубу 1 плотно насажена изоляционная втулка 2, на ко­торую крепят металлические диски 3 с патронами 4 цвет­ных ламп 5. Диски с патронами можно вращать и пере­мещать по трубе 1 в небольших пределах с целью выбо­ра оптимального положения светоизлучающего узла.

Число узлов по вертикали обычно делают равным числу каналов.

Провода от лампочек, свитые в шнур 6, пропущены внутри трубы. Снизу на трубе 1 укреплена нижняя Обойма 7 плафона. Вся конструк­ция установлена на массивной под­ставке 8. Для трехканальной цве-томузыкальной приставки автор ис­пользовал 3 светоизлучающих узла, каждый из которых содержит 6 ламп на напряжение 13,5 В и ток 0,16 А.

Светорассеиватель диаметром 100 мм и высотой 380 мм склеен из двух цилиндрических плафонов, прессованных из гранулированного полистирола. Подобные плафоны можно приобрести в магазинах элек­тротоваров.

Лампы цветомузыкального све­тильника, окрашенные в цвета, вы­бранные для каждого частотного канала, можно установить либо в одном из трех узлов, либо распреде­лить их по всем трем узлам, распо­ложенным по вертикали.




Содержание раздела