Внешний вид передатчика в корпусе пультового типа
Для радиоуправления моделями автомобилей и кораблей вполне приемлема мощность передатчика 0,15 — 0,5 Вт. Для управления авиамоделями желательно эту мощность выбирать близкой к 1 Вт, так как требуется повышенная надежность канала радиоуправления.
Передатчики для пропорционального управления имеют ряд особенностей. Для управления, как правило, применяют два рычага, которые перемещаются в одной или двух плоскостях. Для электропитания используют батареи герметичных никель-кадмиевых аккумуляторов. Корпус такого передатчика чаще всего напоминает пульт управления, подобный изображенному на рис. 10. Передатчик вешают на шею на ремне. Телескопическую штыревую антенну располагают в положение, близкое к вертикальному.
При частотном (тональном) методе разделения команд предпочтителен режим работы передатчика, когда в паузах между командами он излучает колебания несущей частоты, которые могут быть модулированы нерабочим тоном. Этот режим позволяет повысить помехоустойчивость системы радиоуправления. В промышленной и самодельной аппаратуре радиоуправления применяют обычно передатчики, частота задающих генераторов которых стабилизирована кварцевыми резонаторами. Бортовая часть системы радиоуправления моделями содержит приемник сигналов, дешифратор команд и комплект рулевых машинок или других исполнительных механизмов.
На транзисторах, микросхемах и миниатюрных радиодеталях возможно создание малогабаритных и экономичных супергетеродинных радиоприемников. В простой любительской аппаратуре для радиоуправляемых моделей зачастую применяют сверхрегенеративные приемники, особенно в аппаратуре дискретного управления. Популярность последних обусловлена высокой чувствительностью, необходимой для уверенного приема сигналов управления на небольшую антенну, помехоустойчивостью, необходимой при размещении приемника в непосредственной близости от источников искровых радиопомех, простотой схемы, легкостью налаживания, малым потреблением электроэнергии, четкостью работы в условиях изменяющейся напряженности поля сигнала в месте приема.
Такие не достатки сверхрегенеративного приемника, как широкая полоса пропускания, большой уровень шумов и нелинейные искажения, не играют большой роли при приеме команд управления моделями. Широкая полоса приемника cнижaeт требования к стабильности частоты передатчика, что позволяет обойтись без Кварцевой стабилизации частоты задающего ге-нерятора передатчика.
Применяя высокочастотные транзисторы, можно построить сверхрегенера-тивные приемники, надежно работающие в диапазоне частот от 20 до 250 МГц. Все это, однако, не ставит под сомнение целесообразность применения приемников супергетеродинного типа, поскольку они имеют ряд преимуществ перед сверхрегенеративными. Нужно только иметь в виду, что для целей телеуправления супергетеродинный приемник Должен обязательно иметь гетеродин с кварцевой стабилизацией частоты.
Выделяют (дешифруют) команды в приемном устройстве аппаратуры, работающей разовыми командами, чаще всего частотно-избирательными электронными реле с низкочастотными резонансными контурами. Системы с резонансными реле ненадежны, и в последнее время их применяют крайне редко.
В многоканальной аппаратуре пропорционального управления в основном используют кварцованные супергетеродинные приемники. Ширина полосы частот усилителя ПЧ от 6,5 до 7 кГц. Промежуточная частота может быть в пределах 455 — 468 кГц. Частоту тетеродина в диапазоне 27 МГц выбирают ниже частоты передатчика из-за того, что этот диапазон близок к радиолюбительскому диапазону 28 МГц, и если частота гетеродина выше частоты передатчика, то появляется вероятность приема по зеркальному каналу мощных радиолюбительских станций.
Для ослабления приема зеркальных частот применяют также полосовые фильтры на входе приемника. Важно, чтобы автоматическая регулировка yci-ления (АРУ) работала эффективно, так как в процессе управления моделью расстояние между передатчиком и приемником может изменяться в сотни раз, в результате чего колебания напряженности поля в месте приема будут значительными.
Общая особенность шифраторов и дешифраторов радиолиний с временным разделением каналов — электронная коммутация каналов. Электронный блок рулевой машинки преобразует длительность поступающего с дешифратора канального импульса в механическое перемещение рычага рулевой машинки. В промышленной аппаратуре электронный блок обычно располагают в одном корпусе с рулевой машинкой, в радиолюбительской — чаще всего на платах совмест-но с дешифратором, связанным с рулевой машинкой жгутом проводников с миниатюрным разъемом.
2. УСТРОЙСТВО РАДИОУПРАВЛЯЕМЫХ МОДЕЛЕЙ
Для получения разрешения на участие в соревновании размеры, масса и устройство модели должны соответствовать определенным конструктивным требованиям. При изготовлении модели, не предназначенной для соревнований, руководствуются только ее целевым назначением.
Из большого разнообразия авиамоделей наиболее сложны и поэтому должны быть изготовлены с максимальной тщательностью авиамодели, предназначенные для выполнения фигур высшего пилотажа. Здесь очень многое зависит от мастерства авиамоделиста, управляющего моделью. Большим искусством управления должны обладать автомоделисты и судомоделисты. В качестве примера на рис. 11 показана одна из четырех трасс для автомоделей, управляемых по радио. Длина трассы — 100 м. Правилами соревнований предусмотрено, что в случае выезда автомодели с трассы или даже наезда одним колесом на край трассы моделист обязан возвратить модель командами по радио на место нарушения и затем продолжить движение по трассе, а это потеря драгоценного времени. Побеждает тот, чья модель пройдет трассу за наименьшее время.