Соревнования проводят на двух разных
Соревнования проводят на двух разных трассах поочередно. За рубежом практикуют соревнования скоростных радиоуправляемых автомоделей с двигателями внутреннего сгорания. Модели представляют собой копии гоночных автомобилей, а сами соревнования напоминают шоссейные гонки в миниатюре. В каждом заезде участвует не менее трех автомоделей.
Рис. 13. Конструкция шасси радиоуправляемой модели класса «Формула-1»:
1 — ось левого колеса; 2 — плечо рулевой трапеции; 3 — осевой подшипник; 4 — тормоз; 5 — одшипник промежуточной оси; 6 — сцепление
В Советском Союзе такие соревнования также завоевывают все большую популярность. Модели, участвующие в скоростных соревнованиях, представляют копии (в масштабе 1 : 8) существующих гоночных автомобилей формулы Ф-1 (колеса открыты) или Ф-2 (колеса закрыты). На моделях установлены двигатели внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндра до 3,5 см3. Модель должна быть ярко окрашена. На кузов наносят не менее трех номерных знаков. Кроме того, модели с открытым салоном должны иметь макет водителя с сегментом руля. Двигатель снабжают глушителем шума. Стартуют одновременно четыре — шесть моделей. Если во время гонок модель переворачивается, останавливается или происходит поломка, механик имеет право устранить неполадку и модель продолжает гонку. Для соревнований радиоуправляемых скоростных моделей наиболее удобна площадка размером 80X60 м (можно и меньше). Схема одной из трасс доказана на рис. 12. Обозначают трассу ярко раскрашенными пустотелыми пластмассовыми цилиндрами диаметром 20 см.
Продолжительность заезда от 5 до 30 мин. На моделях устанавливают пропорциональную радиоаппаратуру со сменными кварцами. Моделистам, приступающим к изготовлению гоночных моделей, напомним, что гоночная радиоуправляемая модель с двигателем внутреннего сгорания и хорошо проработанной конструкцией всех агрегатов описана Е. М. Гусевым и М. С. Осиновым в книге «Пособие для автомоделистов», выпущенной издательством ДОСААФ в 1980 г.
Радиоуправляемая модель гоночного автомобиля не должна быть крупнее 1/8 от прототипа, причем копируют только внешний вид. Максимальная ширина ее 26,5 см. На модели устанавливают двигатель внутреннего сгорания с объемом цилиндра до 3,5 см3. Сцепление и тормоз должны обеспечивать удержание модели на линии старта. Гонки, в которых одновременно участвуют несколько моделей, проводят в несколько этапов. Обычно моделисты используют двух-канальную пропорциональную аппаратуру для управления поворотом ведомых колес и работой двигателя. Аппаратура каждой модели настроена на свою частоту, чтобы не было взаимных помех.
На рис. 13 показано шасси английской радиоуправляемой модели фирне «Челленджер». Основная особенность этой модели — применение зубчатого приводного ремня от вала двигателя к промежуточному шкиву, связан-вому с автоматическим сцеплением. Оно включается, как только вал двигателя, разгоняясь, достигнет половины номинальной частоты вращения. Ременная передача изолирует сцепление от вредного воздействия вибрации, идущей от двигателя и маховика; на задней промежуточной оси, связанной со сцеплением, уа-тановлен тормозной барабан, к которому прижат тормоз. Ведущая ось — стальная, диаметром 9,5 мм. На ее концах имеется резьба для крепления ведущих колес. Поворотная цапфа рулевой трапеции изготовлена из дюралюминия в снабжена двумя отверстиями. Одно из них сквозное — сквозь него проходит поворотный рычаг; в другом — резьба для ввинчивания осевого колесного винта. Цапфа подпружинена двумя цилиндрическими пружинами, надетыми на поворотный рычаг. Для крепления рулевых цапф служат дюралюминиевые профилированные кронштейны, привинченные к плоской дюралюминиевой раме с отогнутыми бортами.
Рис. 14. Ходовая часть модели легкового автомобиля:
1 — ведомое колесо; 2 — шестерня редуктора рулевой машинки; 3 — электродвигатель рулевой машинки; 4 — рама; 5 — ведущее колесо; 6 — плата с запрессованным подшипником: 7 — вадний бампер; 8 — ходовой электродвигатель с редуктором; 9 — дифференциал; 10 — отс« питания; 11 — приемник; 12, 16 — конечные микровыключатели рулевого механизма; 13 — но-воротный рычаг; 14 — поперечная тяга рулевой трапеции; 15 — сектор поворотной шестерит рулевой машинки; 17 — червячная шестерня редуктора; 18 — ось червячной шестерни; 19 — передний бампер; 20 — поворотная цапфа с полуосью
Двигатель запускают рывковым шнуром, пропускаемым через канавку яа-ховика. Одна из рулевых машинок аппаратуры управления посредством тяги регулирует количество топливно-воздушной смеси, поступающей в камеру сгорания двигателя, поворачивает дроссельную заслонку в карбюраторе, меняя тем самым частоту вращения вала двигателя. При переходе двигателя на малую частоту вращения вала сцепление выключается и одновременно включается тормозной механизм — модель останавливается без наката. Более четкий переход на режим торможения обеспечивает одновременное перекрытие выпускного отверстия двигателя. На цилиндре двигателя крепят теплообменник.
Поворотами модели управляет другая рулевая машинка. С ней связана тягa, поворачивающая рулевой рычаг, который, в свою очередь, через пружины поворачивает всю рулевую трапецию. Электронную аппаратуру размещают в средней части модели, в футлярах, предохраняющих ее от пыли, брызг горючего и масла. Кузов модели изготавливают из ударопрочной пластмассы, покрышки — яз резины; материал дисков колес — пластмасса.
Радиоуправляемые модели для соревнований по прохождению фигурной трассы, как правило, оборудуют электродвигателями и малогабаритной- аккумуляторной батареей. Длр них не существует ограничения по массе, но длина и должна превышать 50 см. Обязательное условие — соблюдение внешнего сходства с автомобилем-прототипом и по возможности соблюдение подобия в конструкции ходовой части. Изготовление такой модели под силу лишь опытным моделистам. Начинающим же любителям телемеханики следует начинать с моделей, имеющих упрощенную конструкцию ходовой части, например,, такую, которая показана на рис. 14.