Поворотная цапфа рулевой трапеции
Рис. 17. Связь рулевой машинки с рулевой трапецией посредством продольно перемещающейся тяги:
1 — ведомое колесо; 2 — тяга рулевой трапеции; 3 — винт передачи; 4 — рама; 5 — водило; 6 — поворотная цапфа с полуосью; 7 — рычаг; 8 — тяга рулевой машинки; 9 — электродвигатель; 10 — цилиндрические шестерни редуктора рулевой машинки
В качестве прототипа кузова такой модели можно взять малолитражные автомобили «Москвич», «Жигули» или им подобные. На рис. 15 представлен эскиз конструкции рамы. Ее вырезают из листовой стали толщиной 1 мм. Длина модели в этом случае должна быть 30 — 35 см. Этот вариант модели не имеет системы подвески колес, нет полного подобия и в размещении ходового двигателя и карданной передачи. Однако заслуживают внимания механизм поворота ведомых колес и привод на ведущие колеса. Задний мост собран с применением дифференциала. Модель с такими агрегатами будет хорошо проходить трассу с множеством поворотов. Смонтированная непосредственно на шасси простая рулевая машинка рассчитана на управление от дискретной аппаратуры. Для выключения электродвигателя при крайних положениях рулевой трапеции служат конечные выключатели.
Рис. 18. Независимая подвеска ведомых колес автомодели на пружинных рессорах:
1 — правое колесо; 2 — верхний рычаг; 3 — электродвигатель рулевого механизма; 4 — перед» няя плата; 5 — тяга рулевой трапеции; 6 — рама; 7 — рессора; 8 — нижний рычаг; 9 — цапфа поворотная с полуосью
Pис. 19. Узел связи поворотного рычага рулевой машинки с полутягами рулевой трапеции при независимой подвеске ведомых колес
На рис. 16 показан узел рулевой трапеции — поворотная цапфа (в конструкции их две: левая и правая) с полуосью для ведомого колеса. На плоской раме в тех случаях, когда подвеска ведомых колес не предусматривается, часто применяют вариант Ъвязи рулевой машинки и рулевой трапеции продольно перемещающейся тягой (рис. 17). Аналогичные рулевые машинки могут быть изготовлены на базе различных малогабаритных электродвигателей. Хорошо себя зарекомендовали для этой цели электродвигатели от игрушечной электрифицированной железной дороги фирмы «Пико». На рис. 17 не показаны конечны! выключатели электродвигателя рулевой машинки, но они, безусловно, должны быть установлены. С такой рулевой машинкой может быть механически связана подвижная контактная система, обеспечивающая электрическим путем само-возврат рычага рулевой машинки в исходное положение при прекращении команды. В ряде случаев именно такому варианту управления моделью отдают предпочтение.
Эскиз варианта подвески ведомых колес модели с помощью двух пружинных рессор показан на рис. 18. Бампер и часть рамы условно удалены. На рис. 19 показан вариант связи поворотного рычага рулевой машинки с полутягами рулевой трапеции при независимой подвеске ведомых колес.